Последние новости: БУДО СЕМИНАР В КРАСНОЯРСКЕ -=- ЗАПИШИСЬ НА БЕСПЛАТНОЕ ЗАНЯТИЕ -=- С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ, ИРИНА! -=- АТТЕСТАЦИЯ на КЮ в КЛУБЕ ДЕЛЬТА -=-

Масутацу Ояма

Кримов Симур - Чемпион!

Автор: admin от 21-11-2011, 20:29

УЧЕНИК И УЧИТЕЛЬ

В конце августа 2008 года член клуба «Дельта» Евгений Михляев прошёл недельный курс  индивидуального обучения Будо у Дай Шихана Ивана Бычкова  во время поездки в Хакасию.

Очень часто в старых  историях о  развитии боевых искусств на Востоке можно прочитать,  как  мастер  в одиночку уходил в горы  и оставался наедине с природой, как неиссякаемым источником энергии и мудрости. Иногда он делал это вместе с учеником.  Но одно дело читать об этом, а другое – попробовать самому.

Хакасия находится всего в 650-700 км от Томска – по Сибирским меркам расстояние не очень большое. Тем более, когда  ты путешествуешь на машине.

Слово Ивану Бычкову:

«Ниссан-Теана» может мчаться очень быстро, но мы решили не особенно торопиться, внимательно смотреть по сторонам и останавливаться, если увидим что-то интересное… Хакасия встретила нас, как обычно, тёплой погодой, пологими зелёными холмами и табунами лошадей на дороге. Ехали мы целенаправленно - терраса  над Белым Июсом  стала нашим домом на следующие  восемь  дней.

Надо сказать, что Евгений – опытный водный турист  с многолетним стажем, а я в своё время  путешествовал по Уралу. Алтаю, Тянь-Шаню и Памиру, так что  наше оборудование было «на высоте»: четырёхместная палатка  с двумя выходами, толстый надувной  матрас, спальные мешки и даже специальные туристические подушки, раскладной столик и стулья, газовая плитка и посуда всех типов и видов, налобные фонари  – словом всё, что могло поместиться во вместительном багажнике. И, конечно же, великолепный запас  продуктов.

Палатку мы поставили очень быстро, приготовили ужин и долго-долго сидели и смотрели на низкие  яркие звёзды, выискивали  пролетающие спутники.  Тёплый ветер гладил лицо, приносил волнующие запахи трав…

Следующее утро мы решили начать с «Тропы предков», которая петляет по Тагзахскому скальному массиву над белым Июсом.  Я проходил по ней уже столько раз, что, казалось, могу это сделать снова с закрытыми глазами,  но каждый раз не переставал  удивляться  - сколько нового и неизвестного раньше может дать это место!

Тем более, что сейчас я был с учеником.

Недельный курс индивидуального обучения Будо в Хакасии

Когда-то я написал   такие строки:

Что-то тихо шепчет эхо

Только захоти!

Ты шаманскою тропою
Пробеги на спор,
Где, как будто над тобою
Стонут духи гор,

Дальнего костра
Пусть туда слетятся сами
Те, кому пора…

Что же, значит, сейчас, настала пора для Евгения.

Немного о том, как мы работали:

Первое – надо было почувствовать энергетический поток каждого места, его направление, силу и форму. Второе – пропустить его через себя и  повторить в движении  тела. Третье – понять, как это движение можно использовать в плане боевых искусств. Четвёртое – попробовать его применить против  партнёра. Пятое – проработать его с различными видами оружия: палками различной длины, ножами, топорами и т.п. И, наконец, шестое – закрепить в сознании  на уровне рефлекса.

«Тропа предков» дала Евгению  первые знания и ощущения.

Один из дней мы полностью посвятили путешествию на «Сундуки» и конкретной работе с этим «местом силы». От  «четвёртого» сундука до «первого» по каменистой дороге можно пройти пешком за 40 минут, но мы добирались до места назначения три часа, так как шли через холмы, задерживались в активных зонах и настраивали себя, постепенно «втягиваясь» в новое  многомерное пространство. В один из таких моментов из-за гребня скалы  вылетел сокол, сделал несколько кругов над головой Евгения и сбросил ему в руки большое красивое перо.  «Иван Анатольевич, а ты знаешь, какая у меня была любимая сказка в детстве? – спросил меня Евгений,  и  сразу же ответил сам – «Финист ясный сокол»  На наших глазах произошло то, что, что называется «посвящением» -  место «показало», что «новичок принят».

Именно после этого обучение пошло сверхскоростными темпами. У Евгения  стало получаться практически всё - он  легко «снимал» направление потока энергии, максимально концентрировался на ощущениях  и  трансформировал их в свои движения. Замечательно пошла и работа с оружием. А с топором ему вообще удалось придумать новое собственное ката.

Иногда мы попадались на глаза редким туристам – двое здоровенных мужиков в камуфляже, которые кувыркались по зелёной траве с  ножами в руках. Кто-то торопился поскорее убраться прочь, кто-то спешил достать фотоаппарат.  Так что где-то  по Сибири гуляют, наверное, наши  снимки, сделанные  издалека, и невыдуманные рассказы очевидцев о «тренировках спецназа».

Знаменательным событием нашего путешествия было солнечное затмение.  Дневной свет гас очень медленно, становилось как-то тревожно, от деревьев потянулись странные тени,  солнечный диск почти исчез, и на него можно было смотреть  просто глазами, без защитных стёкол. Когда мы вернулись в Томск, мы узнали, что город в этот день был затянут тучами, и затмения толком никто не видел. Так что нам повезло и с этим!

Как же быстро пролетела эта неделя.

Быстро, и в тоже время, бесконечно медленно. В последнюю ночь мы в первый и единственный раз разожгли небольшой костёр и долго-долго смотрели на пламя.  В нём сгорали  обрывки мыслей, недопонятые  знаки  и символы, оно очищало душу и готовило нас к отъезду обратно.

Утром мы быстро убрали тент и палатку, загрузили вещи и отправились в путь. Постояли на перевале – святом месте для многих поколений  путешественников,  и пожелали себе ещё раз побывать тут следующим летом.

До свиданья, Хакасия!

И до скорой встречи…

МОЯ ПОЕЗДКА В ХАКАСИЮ. Евгений Михляев

Решение уехать на недельку в Хакасию было хорошим знаком, так как многие важные и удачные идеи приходят к нам именно спонтанно. На самом деле в организации таких мероприятий все всегда просто: предварительно назначить дату выезда, согласовав сроки поездки численный состав и программу; в назначенную дату созвониться, уточнить детали, расклад по снаряжению, точное время выезда; быть в указанное время в указанном месте на готовой машине с полным баком и  хорошим настроением.

Следуя этой нехитрой программе я, Михляев Евгений и Бычков Иван Анатольевич покидали г. Томск по мариинской трассе августовским утречком  2008 года.  За спиной были короткие сборы, волевое решение ехать вдвоем, а главное, позади была рутинная жизнь, забирающая так много душевных сил и притупляющая  остроту восприятия. Впереди были 11 часов дороги.

В каждой поездке дорога является очень важной составляющей, это некий шлюз, душевая, где человек должен смыть с себя запах прежней жизни для того, чтобы появиться в новом месте немного в ином состоянии духа и если это случилось – будьте уверенны, состояние тела изменится обязательно. Наша дорога в Хакасию удалась на славу. Яркий, солнечный день, свободная трасса, шелест покрышек и прохлада климат контроля настраивали на длинные, приятные разговоры. Разумеется, ведущим в этих разговорах был Шихан - Иван Анатольевич. Будучи человеком с широчайшим кругозором, обладая мистическим складом ума и богатым, а главное интересным жизненным опытом он коснулся множества тем. Порой в его руках появлялась книга о тех местах в Хакасии, которые мы собирались посетить, это помогало нам понемногу, небрежно накидывать программу нашего пребывания.

Ритм был размеренный, мы часто останавливались перекусить, размяться, почувствовать вкус воздуха в новом месте (после сухого, фильтрованного воздуха салона эффект был потрясающим), а так же аккуратно пощупать энергетику этих мест. Как бы то ни было, за 11 часов Иван Анатольевич добился своей первой, очень важной педагогической цели. Он сумел погрузить нас обоих  в нужное состояние духа, задал определенный, весьма неспешный темп мыслей и действий, настроил наше внимание на более тонкие феномены, происходящие в мире и в нас. Замечу, что этот настрой мы сохранили до самого конца путешествия.

На закате мы прибыли к подножию гряды «Девять ртов» (Так по-русски звучит хакасское название «Тагзах»), более известной как «тропа предков» на реке «Белый Июс» около села «Ефремкино». Следует сказать, что нам обоим эти места уже были хорошо знакомы.

У Ивана Анатольевича целая эпоха жизни связанна с Хакасией, я же регулярно посещал окрестности в связи со своей страстью к туризму в целом и спелеологии в частности. Интересно, что, несмотря на наш опыт, мы долго и придирчиво искали место для лагеря. Наряду с обычными, практическими критериями была острая потребность в уединении и красоте. Хорошо зная энергетические свойства этих мест, Иван Анатольевич долго «прислушивался» какая  же поляна нас «позовет». Неожиданно выбор пал на широкую террасу, немного возвышающуюся над местностью, хорошо просматриваемую и продуваемую, в стороне от реки и людских маршрутов.

Оттуда открывался замечательный вид на окрестности, а сама площадка была окружена высокими старыми лиственницами, стоящими друг от друга на большом и что удивительно равном расстоянии. Мы очень полюбили это место, как - то сидя за столиком, Иван Анатольевич изрек:

«Место стоянки многое значит,
Там где деревья взметнулись ввысь,
Место есть для солдат удачи,
Имя ему  «Соколиный мыс»!

Традиция давать местам названия у нас прижилась. Со временем в разговорах у нас постоянно звучали свои названия – «улитка», «воронье гнездо», «соколиный мыс» и тому подобное.

Разбить лагерь было делом 30 минут. Мы были хорошо экипированы и чрезвычайно мобильны. Разогрев нехитрый ужин мы сидели за столиком, пили чай и глядели, как солнце быстро прячется за сопкой. В тишине мы знакомились с местом, а место активно знакомилось с нами….

Проснулся я очень рано, что само по себе удивительно, так как в жизни я устойчиво не склонен к ранним подъемам. Но на соколином мысу меня словно неведомая сила вышвыривала из палатки. Хмурое небо намекало, что тент будет совсем не лишним.

С упоением я занимался переустройством лагеря, и когда Шихан появился из палатки, можно было садиться завтракать.

Не знаю, была ли у Ивана Анатольевича какая-то программа занятий и тренировок. Скорее всего, он просто держал в голове некие намерения, мол, можно попробовать это, поработать вот так, понаблюдать за тем то и пр. У нас не было никакого расписания, мы просто чувствовали, что вот сейчас будет уместно заняться вот этим или отправиться туда-то.

В это утро было уместным пройти часть маршрута по «Тропе предков» и заняться медитацией, так сказать «распаковать» духовные и физические ресурсы. Эффект меня просто ошеломил. К обеду я спустился в лагерь в состоянии сжатой стальной пружины. Я не мог долго усидеть на месте, хотелось постоянно двигаться, чем то заниматься, несмотря на то, что мы как следует полазали по камням, а я еще повторил технику 10 и 9 кю.

Вторую половину дня мы провели в лагере и окрестностях. Гуляли, разговаривали о единоборствах, обсуждали принципы обращения с тем или иным оружием. Следует сразу дать определение этому «разговаривали». Как вы думаете, если вы находитесь в лесу, одеты в армейский х/б, ваш собеседник Дай Ши-хан Сибири 5 дан карате Кекусин-Будкай-Кан, на поясах ножи и вы обсуждаете принципы ножевого боя – как вы будете разговаривать? Конечно с отработкой на практике.

Таким образом, к концу первого дня у нас сформировался свой уклад жизни, где не было четкого распорядка, тематических занятий или чего-то в этом духе. Подразумевая простую и понятную цель – духовное и физическое самосовершенствование мы работали непрерывно умственно, духовно и физически спонтанно сосредотачиваясь то на одном, то на другом аспекте. Со всей уверенностью можно сказать, что такое погружение дает сильнейший эффект.

Следующий день мы провели в путешествии в урочище «Сундуки», так же известное как очень мощное по своей энергетике и красоте место. Не стану описывать всех деталей этого путешествия, а так же мистического и духовного опыта полученного мною там, однако скажу, что эффект стальной пружины полученный мною накануне был кратно усилен и качественно переведен в состояние уравновешенности, спокойствия и концентрации.

На третий и последующие дни мы больше не предпринимали дальних вылазок. Удивляясь такому обстоятельству, мы посчитали, что получили достаточную энергетическую подкачку, и пришло время поселить полученную энергию в теле в виде конкретных знаний и телесных навыков.

Интересным является так же то обстоятельство, что в наших прикладных занятиях мы сосредоточились на технике 10 и 9 кю. Конечно, отчасти это объясняется моими весьма скромными достижениями на поприще карате, однако ни я, ни Шихан и не хотели двигаться дальше, так как у обоих был исследовательский, методический интерес качественного применения базовых техник с разными видами оружия и в разных контекстах. Оказалось, что  в 10-м и 9-м  кю этих техник  столько…

Уезжали мы легко.

Верный признак того, что отъезд был как раз вовремя. Если можно так сказать, мы выполнили миссию, отпущенную нам в том месте и в то время. В дороге разговаривали мало, и это правильно - внутри шла колоссальная работа по усваиванию полученного опыта. В такие моменты разговоры неуместны. На ровных участках дороги Иван Анатольевич что то писал и где то после обеда он ровным, мощным голосом прочел свои стихи. Я не искусствовед и не могу оценивать стихи профессионально, но могу сказать со всей уверенностью - каждый раз их прочтение возвращает меня в состояние и мироощущение тех дней.

В этом смысле они замечательные:
Подводя итог, могу сказать – знание слишком обобщенное понятие. Человек обладает знанием по-разному:

1.       Человек может быть просто проинформирован о тех или иных законах и принципах. Такую информацию можно получить где угодно – в детских сказках, в учебниках в школе, в народных пословицах или интернете.

2.      Человек может понять, как работают те или иные законы и принципы. Понять это можно путем целенаправленных исследований либо путем наблюдений как тот или иной принцип работает в разных сферах человеческой жизни.

3.      Человек может прочувствовать как закон или принцип оказывает воздействие на самого человека, а так же на внешний мир с которым человек взаимодействует. Такой опыт становится неотъемлемой частью человека и навсегда меняет его.

В те дни, в Хакасии работа Ши-хана со мной позволила мне почувствовать как принципы Будо неразрывно связанны со всеми сферами жизни человека, а не ограничиваются  только временем пребывания в До-дзё.

А это стихи  Ши-хана:

Я  долго шёл, поднимаясь в гору,
Странно менялся вокруг пейзаж,
И словно пропуск в забытый город,
Перо мне сбросил небесный страж.

В то, что истину здесь  откроют,
Тлела надежда, как угли в золе,
И я на троне вождей и героев,
Не прижимался спиной к скале.

От напряжения губы стыли,
Как за порог, заходя в грозу,
Я  растерял  все слова пустые,
Которые были важны внизу.

Сидя над этим вечным покоем,
Чувствуя  дрожь идущих веков,
Я горизонт доставал рукою,
Дождь выжимая из облаков.

И навсегда позабыв о страже,
Что приготовила мне судьба,
Млечным путём, как простой рубахой,
Пот втирал с горячего лба.

Звёзды тряслись, и сыпались градом,
И. не делясь ни добором ни злом,
Сокол и Ворон летели рядом -
Левым и правым моим крылом!

Август 2008
Хакасия. Урочище "Сундуки"
Евгению Михляеву, который был там вместе со мной.
Иван БЫЧКОВ

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.